Формирование бюджета, к величайшему сожалению, почему-то зачастую происходит в полном и совершенном отрыве от реальной жизни.
Методика формирования бюджета никак не связана с реальными действиями и мероприятиями бюджетополучателей. Зачастую главные распорядители бюджетных средств вносят предложения в бюджет исходя из примерно таких нехитрых рассуждений: берем сумму, выделенную в прошлом году, прибавляем 10% и ,вуаля, серьезные расчеты в строгом соответствии с методикой минфина, целевыми программами, и прочей мишурой реализованы!
Сегодняшняя методика формирования бюджета совершенно не учитывает, на что конкретно до последнего гвоздя будут потрачены деньги.
При этом следует иметь в виду, что формирование заказа, как государственного, так и муниципального сегодня происходит на основании уже утвержденного бюджета. В отрыве от бюджета.
Соответственно, когда идет речь о процессе формирования бюджета в основе которого лежит реализация «хотелок» главных распорядителей, которые всегда выше возможностей бюджета, происходит их урезание. Но как происходит этот процесс?!
Оперируют цифрами, за которыми никто не видит ничего конкретного. Утрируя можно сказать, что сегодня диалог главного распорядителя и финансового органа выглядит примерно так:
- Дайте на эту статью расходов 100 миллионов.
- Почему 100?
- Нам и 100 мало! Нам надо 300! Но мы просим 100 потому, что в прошлом году дали 90.
- Нет, вот вам 92!
- Ах, как мало!
Хотя бюджет вещь совершенно экономическая, никто не мыслит в альтернативных издержках, т.е. так как происходит в обычной экономике.
Думаю, что совершенно правильным было бы при подаче заявки на финансирование в процессе формования бюджета параллельно подавать предложения в план формирования заказа на сумму предложения. Затем в ходе обсуждения формирования бюджета должна происходить оценка альтернативных издержек.
Тогда диалог главного распорядителя и финансового органа может выглядеть примерно так:
- дайте 100 млн. на статью материально-технического оснащения учреждений образования.
- как вы их будете тратить?
- вот предложения в план формирования заказа.
- у вас написано 100 тысяч компьютеров? В какие учреждения? - вот перечень учреждений.
- Таким образом, если мы срежем 8 млн. от чего вы откажетесь?
- мы не будет проводить модернизацию вот этих учреждений (перечень).
Указанные 8 млн. добавим на статью содержание парков и скверов.
- Нам нужно на статью содержание парков 20 миллионов дополнительно, у нас выросла площадь парков на 10%.
- если дадим 8 млн. как потратите?
- будем дополнительно содержать новый парк 3000 кв. м. в течение года.
Таким образом, мы получаем альтернативные издержки содержанию нового парка в виде перечня школ, где не будет проводиться модернизация компьютерных классов. Данная дилемма будет решена руководством в соответствии со стратегией развития и приоритетами развития.
|