В настоящей статье
пойдет речь о «банковском рабстве» или дискриминации при оказании гражданам
банковских услуг в сфере зарплатных проектов.
Общеизвестно, что
зарплатные проекты банков стали сегодня такой же обыденностью что и автомобиль.
Практически любое
мало-мальски приличное предприятие или государственное и муниципальное
учреждение сегодня пользуется зарплатным проектом от какого-либо банка. Однако
при этом мнение работников, особенно трудоустраиваемых вновь, вряд ли
интересует администрацию предприятия (учреждения). Зачастую банки выбираются
исходя из интересов администрации предприятия (учреждения), это может быть
банк, с которым предприятием уже вытроены отношения как у корпоративного
клиента, это может быть рекомендуемый вышестоящими органами (для учреждений)
банк и т.п.
Если работники
предприятия (учреждения) при введении зарплатного проекта еще могут что-то
возразить по выбору банка (впрочем, безрезультатно), то новые работники,
появившиеся после введения зарплатного проекта, и этой гипотетической
возможности лишены. И правда, не будет же предприятия менять банк обслуживания
зарплатных клиентов по прихоти нового работника!
Вот тут то и возникает
дискриминация и «банковское рабство».
Посудите сами. Вы работаете
в некой организации, скажем «Шишпродмаш», обслуживаетесь много лет в банке
«Кредитов нет!» где у вас отличная кредитная история, и высокое качество
обслуживания. В том числе ставка по потребительскому кредиту 14% годовых (как
зарплатному клиенту).
Тут вы переходите на
работу в замечательное предприятие «Машпродшиш», которое обслуживает по
зарплатному проекту банк «Кредиты даем всегда!» по ставке скажем 15% годовых
(для зарплатные клиентов после 6 месяцев обслуживания в банке).
Вам нужен кредит. Но ваш
прошлый банк он со всей радостью вас кредитует под уже 16% годовых, ибо вы
больше не его зарплатный клиент. А новый банк вообще 6 месяцев вас кредитовать
не будет! И потом кредитует лишь под 15%!
Но позвольте спросить,
почему работник должен переплачивать за кредит? Почему работодатель привязывает
его к совершенно конкретному банку? Ведь услуги оказываются, в конечном счете,
работнику!
В предыдущем банке у
работника есть карты, какие-то кредиты. И он постепенно переходит за новыми,
боле выгодными условиями, в новый зарплатный банк. Но кто сказал, что для
работника это «выгодные» условия лучше, чем условия зарплатного клиента в
предыдущем баке!
Данное положение в
чем-то сходно с «мобильным рабством», когда нежелание менять всем известный
номер телефона приводит к тому, что клиент вынужден платить за более
некачественные или дорогие услуги связи.
В банковском секторе
наблюдается та же картина. Навязывание банка работнику того или иного
предприятия (учреждения) без возможности отказаться от этих услуг.
Всем понятно, что такое
положение дел отрицательно влияет на конкуренцию банков и на повышение
финансовой грамотности населения, ибо уже за него все решили. Решения принимать
не нужно!
Со всей очевидностью
надо сказать что с «банковским рабством» нужно покончить раз и навсегда!
Для этого нужно
разобраться, в чем же суть оказываемых услуг по банковским зарплатным проектам.
И какая часть услуги нужна именно предприятию, а какая работнику.
Для предприятий
(учреждений) актуально часть услуги, которая включает в себя перечисление
зарплаты одним списком в одном платежном поручении в адрес одного лица.
Попросту говоря, упрощение тяжелого труда бухгалтерии, нежелание просто сделать
количество платежек не одну, а скажем 10 или 15. Вряд ли количество банков,
которые потенциально могут выбрать люди для своего зарплатного проекта будет
больше 15, в регионах это вообще 5-6 банков не больше.
Вот и весь интерес!
Можно ли его
удовлетворить, не применяя дискриминацию к работникам и их право выбрать тот
банк, в котором они хотят обслуживаться самостоятельно?
Думаю да. Такие услуги
представлены на рынке банковских услуг уже давно. Они носят условное название
«казначейских».
Если директор
предприятия считает, что бухгалтерии сложно создать несколько списков и сделать
10 платежек вместо одной, то у него есть возможность заключить договор с банком
на казначейское обслуживание и по-прежнему перечислять зарплату одним платежным
поручением по одному списку.
Банк же в свою очередь
на основании заявлений работников предприятия (учреждения) будет перечислять
зарплату в те банки, которые выбраны работниками самостоятельно и добровольно.
При этом все интересы
всех сторон учтены. Работник поучает право самостоятельного выбора кредитного
учреждения, где он хочет обслуживаться (потому что ему близко от дома, высокое
качество услуг, низкая кредитная ставка, высокая ставка по вкладу, наконец, он
уже много лет там обслуживается и просто привык и т.п.).
Это решение позволит
существенно стимулировать конкуренцию банков за розничных клиентов на новом уровне
и повысит оказание банковских услуг. Будет понимание, что если работнику такие
услуги не понравятся - он завра реально уйдет в другой банк.
При этом принятие
такого решения не приведет автоматически к резкому отказу работников от
существующих у них зарплатных проектов и переходу в другие банки, скорее такая
возможность будет у работников принимаемых вновь. Однако сам факт простой
возможности такого перехода будет стимулировать
банки еще качественнее работать с такими клиентами и в целом повышать
качество своих услуг.
Вероятно, для
реализации данной идеи понадобится нормативный акт государства.
Таким образом, с
дискриминацией или «банковским рабством» будет покончено и качество банковских
услуг существенно улучшится.
|