Каталог статей

Главная » Статьи » Экспертиза

Общественная антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов:правовые основы и характеристика субъектов .
Одним из серьезных препятствий в строительстве правового государства в России является все возрастающая проблема коррупции.[1]
Она оказывает отрицательное влияние на все стороны экономической, политической, правовой и духовной жизни государства, обостряет и без того сложные проблемы характерные для современного этапа развития страны. Коррупция стала ведущим фактором стагнации экономики, в немалой степени ограничив свободные действия экономических законов. Честный и социально ориентированный бизнес вытесняется с рынка путем вымогательства взяток, которое превращает такой бизнес в нерентабельный.
В результате коррупция рассматривается и как фактор сохранения и развития выраженного социального неравенства вопреки официальным усилиям государства. Как следствие национальное самосознание созрело для глубоких антикоррупционных преобразований, затрагивающих все сферы социальной жизни.
Следовательно, настало время для формирования и укрепления новой социальной и правовой среды, в которой не распространяется коррупция,[2] что, в свою очередь, актуализирует проблему эффективности воздействия правовых норм и правового регулирования в целом. А важнейшей составляющей правового регулирования, отмечает Д.А.Керимов, является правотворчество, или процесс создания права, оно имеет существенное значение для дальнейшего совершенствования и повышения роли права.[3]
Поэтому в настоящее время как никогда ранее, для правотворческой деятельности необходим эффективный инструментарий познания и преобразования правовой системы. Проблемы правотворчества всегда привлекали к себе внимание исследователей, в особенности тех, кто последовательно разделял позитивистский подход к определению понятия и содержания права.[4]
Но коррупция, принимающая угрожающий размах, существование правовых норм нередко ее провоцирующих, такое своеобразие сложившейся правовой ситуации, а также объективные процессы в сфере социально-экономического развития вызывают необходимость нового осмысления всей проблематики эффективности правотворчества, в качестве одного из условий которого рассматривается проведение экспертизы нормативно-правовых актов, что должно способствовать повышению качества закона. В этой связи вполне очевидна, необходимость антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов.
Правовая сущность этой экспертизы, описана Н.А.Лопашенко на достаточно простом примере. Уголовное законодательство, и, прежде всего, посвященное борьбе с экономической, организованной и коррупционной преступностью, неразрывно – через так называемые бланкетные диспозиции статей закона – связано с позитивным: гражданским, банковским, в сфере государственной службы и другим законодательством. Изменение этого последнего неизбежно приводит к изменению содержания уголовно-правовой политики. Позитивное законодательство, таким образом, в значительной степени определяет объем уголовной ответственности (пределы уголовного запрета): расширяет или сужает его. Соответственно, расширяется или сужается сфера преступного и конкретный вид преступности.[5] Вследствие чего это качество позитивного законодательства квалифицируется, как его потенциальная способность порождать криминогенное поведение, т.е. криминогенность закона, элементом которой, по сути, и является коррупционность.
Принятый на двадцать втором пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление N 22-15 от 15 ноября 2003 года) модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике» определил антикоррупционную экспертизу правовых актов – как деятельность специалистов (экспертов) по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, относящихся к действующим правовым актам и их проектам; разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов. Данным законом установлено, что антикоррупционная экспертиза правовых актов и проектов правовых актов является видом криминологической экспертизы, порядок проведения которой, статус экспертов и последствия поступления отрицательных заключений при проведении такой экспертизы определяются законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами субъектов государства (для федеративных государств). Антикоррупционная экспертиза национальных законов и их проектов, устанавливающих гражданско-правовую, дисциплинарную, административную или уголовную ответственность, а также иных нормативных правовых актов и их проектов, относящихся к приоритетным сферам правового регулирования антикоррупционной политики, является обязательной. Модельным законом определено, кем и в каких случаях принимается решение о проведении такой экспертизы.
В частности, решение о проведении официальной антикоррупционной экспертизы действующего национального закона принимается Президентом государства или парламентом государства. - Решение о проведении официальной антикоррупционной экспертизы проекта закона принимается парламентом государства или уполномоченным им органом после внесения проекта соответствующего закона парламентом до его рассмотрения в первом чтении. - Решение о проведении официальной антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, принятых на муниципальном уровне, может быть принято уполномоченным органом местного самоуправления или субъекта государства (для федеративных государств). - Решение о проведении официальной антикоррупционной экспертизы правовых актов индивидуального действия может быть принято судом или прокурором при рассмотрении жалоб лиц, интересы которых затрагивают такие правовые акты, на несоответствие этих актов законодательству.
- Решения о проведении неофициальной антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов принимаются субъектами антикоррупционной политики самостоятельно и финансируются ими из своего бюджета. Им так же определено что в соответствии с законодательством в формировании и реализации мер антикоррупционной политики участвуют политические партии и иные общественные объединения. В реализации указанного закона в Республике Беларусь разработаны методические рекомендации по антикоррупционной экспертизе, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 29 мая 2007 г. № 244 «О криминологической экспертизе проектов законов Республики Беларусь»[6].
Антикоррупционная экспертиза в России уже реальность. Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 25 октября 2005 г. N 1789-р[7], которым одобрена Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах и план мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах, в составе которых имеется внедрение практики антикоррупционной экспертизы законопроектов, иных нормативных правовых актов. В регионах так же этот процесс активно развивается. В соответствии с законом Республики Татарстан от 4 мая 2006 г. N 34-ЗРТ "О противодействии коррупции в Республике Татарстан" в ст. 1 п. 5) дано определение антикоррупционной экспертизы правовых актов – как деятельность специалистов по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, относящихся к действующим правовым актам и их проектам; разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов. В статье 4 указанного закона установлены субъекты антикоррупционной политики, среди которых общественные организации, вовлеченные в реализацию антикоррупционной политики и средства массовой информации. В статье 7 указанного закона предупреждение коррупционных правонарушений осуществляется, в том числе антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. Статья 10 ч. 8. Дает право инициативы общественным и другим негосударственным объединениям, а также физическим лицам для проведении общественной антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. Материалы общественной антикоррупционной экспертизы носят рекомендательный характер и обязательны для рассмотрения специальным государственным органом по реализации антикоррупционной политики Республики Татарстан.
Указом Губернатора Кировской области «О противодействии коррупции и криминализации экономики в Кировской области» от 20 июля 2007 года N 60 создана межведомственная комиссия при Правительстве области по противодействию коррупции и криминализации экономики в Кировской области и утвержден ее состав и Положение о межведомственной комиссии. В составе полномочий комиссии определено рассмотрение результатов антикоррупционной экспертизы проектов и вступивших в силу законов Кировской области и правовых актов исполнительных органов государственной власти области.
Итак, антикоррупционная экспертиза проводимая уполномоченными государственными органами, вполне понятна и регламентирована законом, но как на практике реализуется возможность общественной антикоррупционной экспертизы? Как мы видели выше, возможность общественным структурам провести такую экспертизу есть, но каков должен быть механизм?
Субъектом антикоррупционной экспертизы в данном случае выступает общественное объединение, созданное в соответствии с федеральным законом «Об общественных объединениях». В том числе торгово-промышленные палаты, общественные и религиозные объединения, политические партии, органы общественной самодеятельности и территориального общественного самоуправления. Объектом антикоррупционной экспертизы является нормативный акт. В процессе экспертизы осуществляется первичный анализ коррупциогенности законодательного акта с целью выявления наиболее типичных и формализованных проявлений коррупционности в тексте законодательного акта. Под коррупциогенностью понимается заложенная в правовых нормах возможность способствовать коррупционным проявлениям в процессе реализации таких норм. Теперь рассмотрим эти признаки более подробно.
Целый ряд общественных объединений занимается сегодня антикоррупционной экспертизой. Так общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России» создала комиссию по противодействию коррупции. В отчете Комиссии за 2007 год[8] указано, что в числе основных задач Комиссии определено: - проведение общественной антикоррупционной экспертизы законопроектов, использование зарубежного опыта решения данной проблемы. Общероссийская общественная организация «ОПОРА России» имеет комитет по административной реформе и борьбе с коррупцией. Торгово-промышленная палата России имеет комитет по законодательству[9], который проводит экспертизу проектов правовых актов. Регламент экспертизы утвержден Приказом ТПП РФ № 8 от 1 февраля 2006 года, где, в том числе указано, что при проведении экспертизы проектов правовых актов должно обеспечиваться широкое привлечение территориальных торгово-промышленных палат, объединений предпринимателей и отдельных организаций – членов ТПП России.
Экспертиза проектов правовых актов должна носить комплексный характер и, как правило, включать в себя элементы юридической, социально-экономической, финансовой, экологической, криминологической экспертизы и иных видов экспертиз. Конечно, в этой связи нельзя не упомянуть и Общественную палату России, которая профессионально занимается экспертной деятельностью. Конечно, следует упомянуть и профессиональные объединения: адвокатская и нотариальная палаты, саморегулируемые объединения арбитражных управляющих, которые могут провести экспертизу нормативных актов по своей сфере деятельности. Рассмотренные выше примеры лишь небольшая часть в сфере общественных объединений работающих с данной проблемой. Необходим лишь четкий механизм проведения общественной антикоррупционной экспертизы и формализовать её значение для органов власти. Такой механизм сегодня имеется только в рамках законодательств Общественной палате РФ. Являясь наиболее социально активной частью общества общественные объединения граждан могут в своих сферах дать полноценную антикоррупционную оценку тому или иному нормативному акту. Однако, тезисы имеющихся сегодня нормативных актов о субъективном праве органов власти передавать на антикоррупционную экспертизу некоторые акты безусловно противоречит строгой необходимости отдавать все акты на такую экспертизу в уполномоченные структуры, и в общественные объединения по профилю деятельности. После проведения такой экспертизы рассматривать её результаты органом, уполномоченным на принятие нормативного акта с обязательным мотивированным сообщением общественному объединению, проводящему такую экспертизу о рассмотрении её результатов.
Только привлекая к этой работе общественные объединения возможно учесть все нюансы и эффективно противостоять коррупции.
[1] Проблемы становления правового государства достаточно подробно рассматривались многими исследователями. См. напр.; Асанов Е.В. Демократическое правовое государство и его становление в Российской Федерации: Автореф. дисс. к.ю.н. – М. 1995; Болдырева Р.С. Разделение властей: теоретико-правовые аспекты. Автореф. дисс. к.ю.н. – М. 1998 и др.
[2] Лопатин В.Н. О системном подходе в антикоррупционной политике // Государство и право. 2001. № 7. С. 23.
[3] Керимов Д.А. Философские проблемы права. – М. 1972. С. 90.
[4] Нашиц А. Правотворчество: теория и законодательная техника. – М. 1974; Ковачев Д.А. Механизм правотворчества в социалистическом государстве. – М. 1977; Поленина С.В. Законотворчество в российской Федерации. – М. 1996 и др.
[5] Лопашенко Н.А. Криминологическая политика // Российская правовая политика: Курс лекций / под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. Лекция 20. – М.: Изд-во НОРМА. 2003. С. 388.
[6] Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 132, 1/8611.
[7] "Собрание законодательства РФ", 14.11.2005, N 46, ст. 4720.
[8] Сайт ассоциации юристов - www.alrf.ru
[9] Сайт Торгово-промышленной палаты www.tpprf.ru/


Источник: http:// "Следователь" №2. 2009. журнал рекомендован ВАК РФ
Категория: Экспертиза | Добавил: defaultNick (04.01.2010)
Просмотров: 6841 | Теги: антикоррупционная экпертиза, общественная экспертиза, экспертиза законов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Публицистика [9]
Статьи на "вольные темы"
Госзаказ [11]
Статьи о размещении госзаказа
Юрист [6]
Прочие статьи на юридическую тематику
Экспертиза [6]
Статьи на тему антикоррупционной экспертизы нормативных актов
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 113
Мои проекты и работа
  • Палата специалистов по госзаказу
  • Управление муниципального заказа
  • Клуб юристов
  • "Юридический вестник"
  • Институт переподготовки кадров
  • Проза
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0