Статьей 18 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» сформирована обязанность органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, субъектов естественных монополий осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания следующих финансовых услуг:
1) привлечение денежных средств юридических лиц во вклады;
2) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам;
3) предоставление кредита;
4) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;
5) выдача банковских гарантий;
6) услуги на рынке ценных бумаг;
7) услуги по договору лизинга;
8) страхование имущества;
9) личное страхование, в том числе медицинское страхование;
10) негосударственное пенсионное страхование;
11) страхование ответственности.
В том числе как видим, проведение торгов требуется на открытие счетов. В каждой из вышеперечисленных структур служащие получают зарплату через пластиковые карты. Для открытия зарплатного счета этими органами требуется проведение торгов. Причем торгов по форме и в соответствии с федеральным законом №94-ФЗ «О размещении заказов для государственных и муниципальных нужд». При проведении торгов на размещение такого заказа зачастую, встречается распространенная ошибка. Она заключается в неправильном формировании начальной цены контракта, которая указывается равной 0 руб.
В соответствии со ст.ст. 22 и 34 94-ФЗ в конкурсной и аукционной документации устанавливается начальная (максимальная) цена контракта (цена лота). При этом согласно ст. 22, ч. 4 указывается валюта контракта. В нашем случае это рубль. Согласно решению совета директоров Центрального Банк России от 4 августа 1997 г. N 32 установлен минимальный номинал валюты – рубли в размере один рубль. Следовательно такой цены как 0 рублей быть не может. Кроме того, согласно ст. 37, ч.4. 94-ФЗ аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на "шаг аукциона".
При этом "Шаг аукциона" устанавливается в размере пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении аукциона. Вполне понятно, что у цены 0 руб. шаг аукциона установить не возможно по законам математики это будет всегда 0. Что делает невозможной проведение процедуры аукциона согласно ст. 37 94-ФЗ. Как исключение п. 6.1. ст. 37 94-ФЗ указывает, что в случае, если при проведении аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по открытию и ведению банковских счетов, осуществлению расчетов по этим счетам цена контракта снижена до нуля, аукцион проводится на продажу права заключить государственный или муниципальный контракт.
В этом случае победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену права заключить государственный или муниципальный контракт. Ключевое понятие «ЕСЛИ цена БУДЕТ снижена до нуля». Но не является нулем! Таким образом, проведение аукциона с начальной ценой контракта равной нулю рублей, с указанием произвольного шага аукциона на повышение является не соответствующей ст. 22, 34, 37 94-ФЗ, и, как следствие такой аукцион может быть признан незаконным, а контракт недействительным.
Автору видится, что начальной ценой контракта должны быть некая сумма, при которой шаг аукциона будет вменяемым и позволит завершить аукцион в разумные сроки. Например, сумма в 1000 рублей, даст шаг аукциона 50 руб. Т.е. через 20 шагов будет аукцион на повышение по шагу аукциона установленному в документации (в нашем случае это 50 руб.). Кто предложит наибольшую цену является победителем. При этом сумму, на которую согласился победитель, он вносит, как единовременный платеж за право заключить контракт на обслуживание счета. Т.е. ДО момента заключения контракта, на основании протокола аукциона, который он подписывает, что в соответствии со ст. 449 ГК РФ является фактически заключением договора. Затем заключается контракта на обслуживание счета с ценой контракта равной ноль рублей. Сумма права на заключение контракта, например 5000 руб. в контракт не вносится. Т.к. это ДО контрактные отношения. Не заплатив за право заключения контракта нельзя заключить такой контракт.
При этом контракт должен быть заключен в сроки установленные документацией об аукционе. Понятно, что в конкурсе такая схема не возможна. В заявке участника конкурса указывается цена контракта, т.е. например 0 руб. а сумма, за которую планируется купить право на заключение контракта является «иным предложением» участника размещения заказа. Т.е. оценке не подлежит. Следующий вопрос по данному размещению заказа: что делать, если деньги не поступили? Заключать или нет контракт? Для ответа на этот вопрос обратимся к Гражданскому кодексу РФ. Согласно ч. 5 ст. 448 лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.
Т.е. участник в этом случае должен подписать протокол, на основании которого он и совершает перечисление средств. Впрочем, в состав документации об аукционе можно включить договор продажи права на заключение контракта, указав, что он заключается в случае проведения аукциона на повышение. При этом указать срок заключения 1 день. В договоре указать срок платежа – 10 дней. Однако не соблюдение этого договора, равно как и отсутствие оплаты по протоколу не влечет с точки зрения автора отказа заказчика от заключения контракта, а лишь дает заказчику право на взыскание средств в судебном порядке.
Но если будет заключен договор о продаже права заключения контракта в нем можно предусмотреть одностороннее расторжение договора в случае нарушения существенных условий договора (ст. ГК РФ). Существенным условием указать отсутствие полной оплаты по договору. В этом случае если по истечении срока установленного для оплаты права на заключение контракта такой оплаты нет, договор считается расторгнутым. При этом у заказчика не возникает право заключения контракта.
Источник: http://"Государственный и муниципальный заказ", 2010, №1 |