Каталог статей

Главная » Статьи » Госзаказ

Централизация размещения заказа как средство наиболее эффективного достижения целей закона №94-ФЗ.
Проблемы профессионализации процессов имеют место и в размещении заказов. В этой связи можно поднять проблему централизации размещения заказа. Наделение правами заказчиков всех бюджетных учреждений подняла на новую волну проблему качества подготовки документации и проведения процедур по 94-ФЗ.
Попытаемся ответить, как может профессионально разместить заказ, например такие заказчики: муниципальное образование - сельское поседение, количество работников администрации 2-5 человек, образование сотрудников, как правило, среднее-специальное (зоотехник, механизатор, фельдшер), у главы часто высшее непрофильное, или такой заказчик, детский сад «Солнышко», штаты кроме воспитателей и нянечек это завхоз, и заведующая, конечно педагог?
При этом сегодня таких заказчиков большинство. Во многих ли школах, библиотеках есть юристы и экономисты в штате? Таким образом, можно сказать что в большинстве бюджетных учреждений нет штатов готовых к размещению заказа на профессиональном уровне.
Теперь немного теории. Размещение заказа существует в двух основных видах, централизованное и нецентрализованное. Централизованным считается размещение заказа, выполняемое через уполномоченный на размещение заказа орган государственной власти или местного самоуправления. Нецентрализованным считается размещение заказа государственными или муниципальными заказчиками самостоятельно. Централизация заказа может быть как полной, так и частичной.
При полной централизации заказа всё размещение заказа путем торгов и запросов котировок цен производится в полном объеме через уполномоченный на размещение заказа орган государственной власти или местного самоуправления. При этом заказчики лишены права на размещение заказа указанными способами и размещают заказ самостоятельно исключительно у единственного поставщика. При этом уполномоченный на размещение заказа орган государственной власти или местного самоуправления несет все полномочия заказчика, предусмотренные законодательством, за исключением права подписания государственного или муниципального контракта.
Частичная централизация заказ имеет ряд форм реализации.
1. Уполномоченный на размещение заказа орган государственной власти или местного самоуправления несет все полномочия заказчика, предусмотренные законодательством, за исключением права подписания государственного или муниципального контракта по размещению заказа, ограниченному: видами размещения заказа (например, проводятся только торги); видами товаров, работ, услуг (например, утверждается перечень товаров, размещаемых только через уполномоченный на размещение заказа орган).
2. Уполномоченный на размещение заказа орган государственной власти или местного самоуправления несет некоторые полномочия заказчика, предусмотренные решением о его создании в рамках законодательства о размещении заказа. Например, разрабатывает конкурсную (аукционную) документацию (но не утверждает).
Возможны переплетения этих форм. Например, Уполномоченный на размещение заказа орган государственной власти или местного самоуправления несет некоторые полномочия заказчика, предусмотренные законодательством, и размещает заказы только на торги и только по определенному перечню товаров. Нецентрализованный заказ размещается заказчиками самостоятельно.
При этом возможно наличие органа, согласующего все закупки на предмет соответствия 94-ФЗ. В любом случае имеется единый официальный сайт, на котором такие заказчики обязаны размещать сведения о заказах. Плюсы и минусы централизации размещения заказа.
К плюсам централизации можно отнести:
А) профессиональный подход к размещению заказа;
Б) повышенные требования к развитию конкуренции и запрету ограничения конкуренции; В) повышение прозрачности закупок;
Г) единство практики размещения заказа соответствующего бюджетного уровня;
Д) повышения конкуренции;
Е) большая экономия бюджетных средств.
К минусам централизации можно отнести: А) увеличение сроков размещения заказа. Таким образом, плюсы централизации заказа налицо. Минусы же снимаются организацией планирования размещения заказа заказчиком.
Порядок взаимодействия уполномоченного на размещение заказа органа и заказчиков утверждается при принятии решения о создании такого органа. Порядок должен предусматривать, кто в какие сроки подает заявки на проведение торгов, кто составляет техническое задание, формы и регламенты взаимодействия, порядок согласования документов, схема документооборота. Права уполномоченного на размещение заказа органа и заказчиков определяются исходя из формы централизации. Желателен график проведения торгов, для планирования формирования и размещения заказа. Вместе с тем во многих регионах России уполномоченные на размещение заказа органы власти и местного самоуправления не созданы. К целям централизации размещения заказа нужно отнести работу с автономными учреждениями.
На сегодня автономные учреждения не обязаны размещать заказа на поставку товаров, работ, услуг по 94-ФЗ. Они заключают договоры на любые суммы с лицом, избранным произвольно. Вместе с тем, государственное или муниципальное задание автономному учреждению финансируется из бюджета, и, следовательно, эффективное расходование бюджетных средств напрямую затрагивает главных распорядителей бюджетных средств. Для повышения эффективности расходования средств бюджета необходимо разработать типовое положение о торгах для автономных учреждений, рекомендовать автономным учреждениям соответствующего бюджета проводить торги на закупки определенного объема товаров, работ, услуг. Извещения о таких торгах публиковать на соответствующем портале закупок. В результате на основании типового положения каждое автономное учреждение утверждает локальным нормативным актом свое положение о закупках и работает в соответствии с ним и Гражданским кодексом РФ. Можно даже переписать при желании весь 94-ФЗ в такое положение. Однако распространение действия 94-ФЗ на автономные учреждения любым подзаконным или локальным нормативным актом незаконно, и ссылаться на 94-ФЗ в конкурсной (аукционной) документации автономное учреждение не в праве. К теме централизации размещении заказа можно с уверенностью отнести ситуацию с проведением совместных торгов.
Данная ситуация наиболее характерна для муниципальных районов, где можно проводить совместные торги районных заказчиков или уполномоченных органов и заказчиков поселений, находящихся на территории района. При этом может происходить своеобразная централизация размещения заказа внутри района. Так, с учетом того, что в результате реформы местного самоуправления в каждом субъекте федерации появились сотни новых муниципальных образований. При этом администрации сельских поселений состоят из 2-3 человек. Понятно, что при такой ситуации квалифицированно размещать свои заказы они не в состоянии.
Аналогично обстоят дела и во многих муниципальных учреждениях поселений. Система совместных торгов могла бы выглядеть следующим образом: Районная администрация утверждает график проведения торгов, согласованный с поселениями. Поседения и администрация района подписывают соглашение о проведении совместных торгов, вопрос этот регулируется постановлением Правительства РФ от 27 октября 2006 №631. Соглашением определяется порядок взаимодействия государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов, при размещении заказов на поставку одноименных товаров путем проведения совместных торгов. Соглашением определяется организатор совместных торгов - один из заказчиков, уполномоченных органов, которому другие заказчики, уполномоченные органы передали на основании соглашения часть своих функций по организации и проведению совместных торгов (в нашем случае это кончено администрация соответствующего района).
В соглашении указываются: а) сведения о заказчиках и уполномоченных органах, проводящих совместные торги (далее — стороны соглашения); б) сведения о видах и предполагаемых объемах заказов, в отношении которых проводятся совместные торги; в) права, обязанности и ответственность сторон соглашения; г) сведения об организаторе совместных торгов, включая перечень функций, передаваемых ему сторонами соглашения в целях проведения торгов; д) порядок и срок формирования конкурсной (аукционной) комиссии по размещению заказа (далее — комиссия); е) порядок и сроки разработки и утверждения конкурсной (аукционной) документации; ж) ориентировочные сроки проведения совместных торгов; з) порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных торгов; и) срок действия соглашения; к) порядок рассмотрения споров и обжалований; л) иная информация, определяющая взаимоотношения сторон соглашения при проведении совместных торгов.
Организатор совместных торгов утверждает состав комиссии, в который по согласованию включаются представители сторон соглашения. Количество представителей сторон соглашения определяется пропорционально объему заказа соответственно заказчика, уполномоченного органа в общем объеме заказов, в отношении которых проводятся совместные торги. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 50 процентов ее членов. – данный пункт на практике выглядит примерно так: Предмет контракта покупка компьютеров. Заказчик «А» - сельское поселение. Объем закупки 2 компьютера на сумму 100 000 руб. Заказчик «Б» - городское поселение. Объем закупки 5 компьютеров на сумму 250 000 руб. Заказчик «В» - районная администрация. Объем закупки 10 компьютеров на сумму 500 000 руб. Комиссия из 7 человек, 5 из района, 2 из городского поселения и 1 из сельского поселения. Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных торгов пропорционально доле начальной цены контракта заказчика, уполномоченного органа в общей сумме начальных цен контрактов на размещение заказов, в отношении которых проводятся совместные торги. Организатор совместных торгов осуществляет разработку и утверждение конкурсной (аукционной) документации для проведения совместных торгов в соответствии с порядком и условиями, установленными соглашением. В конкурсной (аукционной) документации, для каждой стороны соглашения, указываются наименование заказчика, уполномоченного органа, количество поставляемого одноименного товара, объемы выполняемых одноименных работ, оказываемых одноименных услуг, место, условия и сроки (периоды) поставки одноименных товаров, выполнения одноименных работ, оказания одноименных услуг. Изменения, которые вносятся в конкурсную (аукционную) документацию, утверждаются организатором совместных торгов по согласованию со всеми сторонами соглашения. Копии протоколов, составленных в ходе проведения совместных торгов, направляются организатором совместных торгов не позднее дня, следующего за днем подписания указанных протоколов, каждой стороне соглашения. Проекты контрактов, составленные по результатам торгов, направляются организатором совместных торгов для подписания каждой стороной соглашения после их подписания поставщиком. Здесь необходимо указать, что если закупки в районе централизованы, со стороны района выступает уполномоченный на размещение заказа орган. Проведение совместных торгов, также служит мерой противодействия коррупции и повышения прозрачности торгов и профессионализма в их проведении.
Таким образом, централизация закупок и их профессионализация влечет за собой повышение их прозрачности, снижения коррупциогенности, и в конченом счете повышения эффективности расходования бюджетных средств.


Источник: http://«Государственный и муниципальный заказ» 2009 пилотный номер
Категория: Госзаказ | Добавил: defaultNick (04.01.2010)
Просмотров: 9837 | Комментарии: 3 | Теги: централизация размещения заказа, уполномоченный на размещение заказа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Публицистика [9]
Статьи на "вольные темы"
Госзаказ [11]
Статьи о размещении госзаказа
Юрист [6]
Прочие статьи на юридическую тематику
Экспертиза [6]
Статьи на тему антикоррупционной экспертизы нормативных актов
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 110
Мои проекты и работа
  • Палата специалистов по госзаказу
  • Управление муниципального заказа
  • Клуб юристов
  • "Юридический вестник"
  • Институт переподготовки кадров
  • Проза
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0