Проблема эффективного расходования средств существовала всегда. На протяжении тысячелетий существования денежных средств, а еще ранее иных весомых материальных средств, их экономное расходование являло собой необходимость, вызванную ограниченностью даже самых серьезных ресурсов. Все расходы, осуществляемые государственными или муниципальными заказчиками осуществляется за счет средств соответствующего бюджета.
Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ) - является главным источником финансирования государственного и муниципального заказа. Являясь специальной сферой общественных отношений, формирование и расходование его регулируется бюджетными правоотношениями. Это те отношения, которые возникают между субъектами в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга (ст.1. Бюджетного кодекса РФ).
Соответствующий документ о государственном или муниципальном заказе на соответствующий год принимается на основании и в рамках закона (решения) о бюджете на текущий год. Исполнение решения о государственном или муниципальном заказе входит составной частью в исполнение соответствующего бюджета. Форма государственного или муниципального заказа определена ст. 71 и 72 Бюджетного кодекса РФ заключение государственного или муниципального контракта.
Расходы на государственные и муниципальные закупки проводятся с учетом одного из главных принципов бюджетной системы РФ - эффективности и экономности использования бюджетных средств (ст. 1 Бюджетного кодекса РФ). Данный принцип нашел отражение и в Федеральном законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», так, согласно ст. 1 Закона, он регулирует (отношения, связанные с размещением заказов на закупки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее - размещение заказа), в том числе устанавливается единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.
Статья 34, Бюджетного кодекса РФ дает понятие принципа эффективности и экономности использования бюджетных средств: «Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или снижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств».
Таким образом, существует два варианта эффективного расходования бюджетных средств: По первому варианту достижение необходимого результата происходит с использованием наименьших средств. Примером может служить запрос котировок цен или аукцион, при котором все параметры товара, работы, услуги определены и в расчет принимается только цена поставщика. При проведении конкурса экономия возможна, только если этот параметр будет задан, изначально как главенствующий (например, весомость критерия оценки «цена» будет более 50%), данный результат достигается наименьшим расходованием средств.
По второму варианту происходит достижение наименьшего результата с использованием определенного объема средств. Этот принцип иногда реализуется в проведении конкурса, где оценка предложений происходит по различным критериям, и целью является заключение контракта на лучших условиях. Поясню на примере: формируя конкурсную документацию заказчик, в соответствии со ст. 22 и 28 Федерального закона «О размещении заказов на поставки аваров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», имеет право включить цену в перечень критериев с минимальным значением (например, 0,1 или 10%).
Поэтому толкование термина «эффективности» как «экономии» неверно, эти понятия различны по объему, «экономия» входит в понятие «эффектности расходования бюджетных средств». Согласно ст. 31. Бюджетного кодекса РФ право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, что включает в себя и экономию. Однако, при наличии экономии бюджетных средств при размещении государственного и муниципального заказа возникают следующие практические проблемы: экономия средств влечет за собой неосвоение средств выделенных по статье, если заказчик во время не сможет изменить ассигнования или изменить смету.
Для заказчика это может повлечь уменьшение финансирования в следующем году, тогда как экономию спланировать сложно, и понять какова она будет в следующем году невозможно. На уровне межбюджетных отношений эту проблему регулирует ст. 31. Бюджетного кодекса РФ, согласно которой недопустимо изъять в течение финансового года дополнительные доходы, экономии по расходам бюджетов, полученные в результате эффективного исполнения бюджетов.
На уровне же государственных и муниципальных заказчиков (особенно на уровне субъектов федерации и муниципальном уровне) существенная экономия может привести к тому, что главный распорядитель средств может перераспределить ассигнования от эффективно расходующего средства учреждения к менее эффективно действующему учреждению. Что же касается федеральных заказчиков, то эта проблема для них на сегодня не стоит, так как федеральное казначейство не ведет учет поквартально, а ведет его ежегодно, поэтому величину экономии можно увидеть лишь по итогам года. Поэтому все сэкономленные в течение года средства федеральные заказчики стремятся потратить в конце года, не допуская сколь ни будь существенной экономии средств. Поэтому имеется насущная необходимость дополнительного стимулирования руководителей государственных и муниципальных заказчиков на экономию бюджетных средств при размещении заказов.
Наличие практических проблем при экономии сумм при размещении заказа тормозит более эффективное использование бюджетных средств. Таким образом, экономия бюджетных средств при размещении государственного и муниципального заказа является существенной частью эффективного расходования бюджетных средств, носит сугубо практический характер и может явиться дополнительным критерием эффективной работы, как заказчика, так и уполномоченного органа.
Источник: http://«Госзаказ» № 14, 2008 |