Каталог статей

Главная » Статьи » Госзаказ

Эффективность использования бюджетных средств при размещении государственного и муниципального заказа
Проблема эффективного расходова­ния средств существовала всегда. На протяжении тысячелетий суще­ствования денежных средств, а еще ранее иных весомых материальных средств, их экономное расходование являло собой необходимость, вы­званную ограниченностью даже са­мых серьезных ресурсов. Все расходы, осуществляемые государственными или муниципальными заказчиками осуществляется за счет средств соответствующего бюджета.
Бюд­жет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансо­вого обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодек­са РФ) - является главным источником финансиро­вания государственного и муниципального заказа. Являясь специальной сферой общественных отношений, формирование и расходование его регули­руется бюджетными правоотношениями. Это те от­ношения, которые возникают между субъектами в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной си­стемы Российской Федерации и бюджетов государ­ственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга (ст.1. Бюджетного кодекса РФ).
Соответствующий документ о государственном или муниципальном заказе на соответствующий год принимается на основании и в рамках закона (реше­ния) о бюджете на текущий год. Исполнение решения о государственном или муниципальном заказе входит составной частью в исполнение соответствующего бюджета. Форма государственного или муниципального заказа определена ст. 71 и 72 Бюджетного кодекса РФ заключение государственного или муниципального контракта.
Расходы на государственные и муниципальные закупки проводятся с учетом одного из главных принципов бюджетной системы РФ - эффективности и экономности использования бюджетных средств (ст. 1 Бюджетного кодекса РФ). Данный принцип нашел отражение и в Федеральном законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципаль­ных нужд», так, согласно ст. 1 Закона, он регулирует (отношения, связанные с размещением заказов на закупки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее - размещение заказа), в том числе устанавливается единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.
Статья 34, Бюджетного кодекса РФ дает понятие принципа эффективности и экономности использования бюджетных средств: «Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или снижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств».
Таким образом, существует два варианта эффективного расходования бюджетных средств: По первому варианту достижение необходимого результата происходит с использованием наименьших средств. Примером может служить запрос котировок цен или аукцион, при котором все параметры товара, работы, услуги определены и в расчет принимается только цена поставщика. При проведении конкурса экономия возможна, только если этот параметр будет задан, изначально как главенствующий (например, весомость критерия оценки «цена» будет более 50%), данный результат достигается наименьшим расхо­дованием средств.
По второму варианту происходит достижение наименьшего результата с использованием определенного объема средств. Этот принцип иногда реа­лизуется в проведении конкурса, где оценка предложений происходит по различным критериям, и целью является заключение контракта на лучших условиях. Поясню на примере: формируя конкурсную документацию заказчик, в соответствии со ст. 22 и 28 Федерального закона «О размещении заказов на поставки аваров, выполнение работ, оказание услуг для госуд­арственных и муниципальных нужд», имеет право включить цену в перечень критериев с минимальным значением (например, 0,1 или 10%).
Поэтому толкование термина «эффективности» как «экономии» неверно, эти понятия различны по объему, «экономия» входит в понятие «эффектности расходования бюджетных средств». Согласно ст. 31. Бюджетного кодекса РФ право и обязанность органов государственной власти и орга­нов местного самоуправления самостоятельно обе­спечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджет­ных средств, что включает в себя и экономию. Однако, при наличии экономии бюджетных средств при размещении государственного и муници­пального заказа возникают следующие практические проблемы: экономия средств влечет за собой неосвоение средств выделенных по статье, если заказчик во вре­мя не сможет изменить ассигнования или изменить смету.
Для заказчика это может повлечь уменьшение финансирования в следующем году, тогда как эконо­мию спланировать сложно, и понять какова она будет в следующем году невозможно. На уровне межбюджетных отношений эту пробле­му регулирует ст. 31. Бюджетного кодекса РФ, согласно которой недопустимо изъять в течение финансового года дополнительные доходы, экономии по расходам бюджетов, полученные в результате эффективного исполнения бюджетов.
На уровне же государственных и муниципальных заказчиков (особенно на уровне субъектов федера­ции и муниципальном уровне) существенная эконо­мия может привести к тому, что главный распоряди­тель средств может перераспределить ассигнования от эффективно расходующего средства учреждения к менее эффективно действующему учреждению. Что же касается федеральных заказчиков, то эта проблема для них на сегодня не стоит, так как феде­ральное казначейство не ведет учет поквартально, а ведет его ежегодно, поэтому величину экономии можно увидеть лишь по итогам года. Поэтому все сэ­кономленные в течение года средства федеральные заказчики стремятся потратить в конце года, не допу­ская сколь ни будь существенной экономии средств. Поэтому имеется насущная необходимость допол­нительного стимулирования руководителей государ­ственных и муниципальных заказчиков на экономию бюджетных средств при размещении заказов.
Наличие практических проблем при экономии сумм при размещении заказа тормозит более эффек­тивное использование бюджетных средств. Таким образом, экономия бюджетных средств при размещении государственного и муниципального за­каза является существенной частью эффективного расходования бюджетных средств, носит сугубо прак­тический характер и может явиться дополнительным критерием эффективной работы, как заказчика, так и уполномоченного органа.


Источник: http://«Госзаказ» № 14, 2008
Категория: Госзаказ | Добавил: defaultNick (11.01.2010)
Просмотров: 29059 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Публицистика [9]
Статьи на "вольные темы"
Госзаказ [11]
Статьи о размещении госзаказа
Юрист [6]
Прочие статьи на юридическую тематику
Экспертиза [6]
Статьи на тему антикоррупционной экспертизы нормативных актов
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 114
Мои проекты и работа
  • Палата специалистов по госзаказу
  • Управление муниципального заказа
  • Клуб юристов
  • "Юридический вестник"
  • Институт переподготовки кадров
  • Проза
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0