Каталог статей

Главная » Статьи » Госзаказ

О вопросах подтверждения полномочий лица действовать от имени участника размещения заказа.
  Пунктом «в», ч.3.ст.25 94-ФЗ «О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД» в составе заявки на конкурс (аукцион) предусмотрен документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа.
Однако, ни в законе, ни в ином нормативной акте не содержится сведений о том, что же это за документ.
Официальных разъяснений так же нет. В этой связи практикующие работники вынуждены самостоятельно решать, какие документы подтверждают полномочия, а какие нет. Эта ситуация рождает массу споров, однако и контролирующие органы не едины в своем мнении. Предложить найти решение этой ситуации призвана данная статья.
Отвечая на вопрос о том подтверждены ли полномочия лица действовать от имени участника размещения заказа необходимо ответить на несколько вопросов:
1.каков статус лица, подписывающего заявку?
2. кто является источником полномочий этого лица?
3. кто является источником полномочий этого юридического лица?
4. имеется ли связь между первоисточником полномочий юридического лица и источником полномочий лица подписавшего заявку?
Итак, начнем с определения статуса лица, подписавшего заявку от имени юридического лица. Как правило, лицо подписавшее заявку имеет отношение к юридическому лицу в форме трудовых отношений. Это может быть директор, заместитель директора, начальник отдела, юрисконсульт, менеджер и др. Либо в форме гражданско-правовых отношений (представитель).
Определение статуса для нас крайне важно, ибо это позволяет четко определить какие документы могут подтвердить полномочия этого лица. Источник полномочий – это лицо (лица) которое подписало документ, удостоверяющий полномочия подписанта заявки. Первоначальный источник полномочий – это то лицо (лица) которые в силу закона и устава юридического лица являются высшим органом его управления обладающим исключительной компетенцией. Для обществ с ограниченной ответственностью это общее собрание учредителей, для акционерных обществ это общее собрание акционеров, для некоммерческих организаций – имеющих членство – это обще собрание членов объединения, для немеющих членства – это общее собрание учредителей или иной орган.
Связь между первоисточником полномочий и тем, лицом которое подписало заявку. Для установления такой связи нужно восстановить всю цепочку передоверия (если она есть).
Например: для общества с ограниченной ответственностью первоисточником полномочий служит решение общего собрания учредителей (ст. 32. ФЗ-14 «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Документом, подтверждающим полномочия лица, служит протокол общего собрания учредителей (решение единственного учредителя) в котором они назначают единоличный орган управления – директора, или передают полномочия по управлению иному юридическому лицу или коллегиальному органу (например, совету директоров).
Таким образом, появляется лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица. Далее только этот орган может передать полномочия на действие от имени юридического лица. Полномочия передаются доверенностью (например: ч.3. ст.40. ФЗ-14 «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Следовательно, если заявку на конкурс подписал заместитель директора, то документом, подтверждающим его полномочия служат: доверенность выданная директором (если орган имеющий право действовать от имени юридического лица без доверенности директор) и документ, подтверждающий полномочия самого директора (протокол общего собрания учредителя или выписку ил протокола). Есть мнение, что документом подтверждающим полномочия лица действовать от имени участника размещения заказа может служить выписка из единого реестра юридических лиц.
С этим нельзя согласиться, выписка является вторичным документом. Общее собрание учредителя, сменив директора подает сведения об этом в регистрирующий орган течение 3-х дней (ч.5. cт.4 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Выписка это следствие изменений, принятых органов исключительной компетенции юридического лица. Новый директор вступает в полномочия в соответствии с решением учредителя, и именно факт принятия решения учредителем и будет основанием для наличия у него соответствующих полномочий. С учетом обязанности регистрирующего органа выдавать выписки из реестра в срок 5 дней (ч.3 ст.6 ФЗ-14 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») от даты смены директора до даты получения выписки с этой информацией может пройти 8 дней.
Если предположить, что смена директора произошла за 3-5 дней до даты подачи заявки на конкурс (аукцион), то понятно, что заявитель не может предоставить выписку из единого реестра юридических лиц, в которой будет отражено соответствующее изменение. Вместе с тем, это условие никак не может ограничивать его право на участие в размещении государственного (муниципального) заказа. В этом же ключе (видимо) рассуждал и законодатель, внеся изменения в соответствующий пункт ст. 25 94-ФЗ «О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД» сделав наличие такого документа обязательным в любом случае, независимо от выписки из ЕГРЮЛ. Из чего мы делаем вывод о необходимости подтверждения полномочий лица имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности помимо выписки из ЕГРЮЛ.
Нельзя таким документом признать встречающиеся на практике случаи предоставления доверенности директором сам на себя, а так же приказа директор «О вступлении в должность». В этих случаях уполномочивающей стороной выступает уполномоченное лицо, тогда как доверенность выдается иному лицу (ч1. ст.185 Гражданского кодекса РФ). А приказ, так же таким документом не является в силу того, что нет связи между органом исключительной компетенции юридического лица и директором. Цепочка может быть длиннее. Возможно передоверие несколькими лицами. Следовательно, что бы подтвердить полномочия последнего лица нужно проследить всю цепочку. Проверяя цепочку, проверяются даты выдачи доверенности, право передоверия, объем полномочий.
Так срок и объем полномочий лица, которому выдается доверенность, не может быть дольше и шире, чем у лица, которое выдает доверенность. Говоря о доверенность нужно отметить, что в соответствие со ст. 185 Гражданского кодекса РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу. В соответствие с ч.5. данной статьи доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Нужно обратить внимание, что доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена (ч.3 ст.187 ГК РФ). Таким образом, связь должна быть установлена четко и без пробелов.
Теперь несколько частных вопросов: В размещении заказа участвует филиал. Какие документы должен предоставить директор филиала, подписавший заявку? В соответствие со ст.55 Гражданского кодекса РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Из данной статьи следует, что полномочия на директора филиала оформляются доверенностью на общих основаниях. Следовательно, подписывая заявку от имени юридического лица (а не филиала, который юридическим лицом не является) директор филиала представляет не положение о филиале, а доверенность, о том же идет речь и в случае передоверия. В наименовании лица, от имени которого подается заявка на размещение заказа, должно быть указано само юридическое лицо, указание на филиал возможно как «в лице филиала» либо с иной пометкой. Но все права и обязанности по контракту возникают, конечно, у самого юридического лица. Кроме того на практике возникает вопрос о допустимости к участию в конкурсе (аукционе) заявки подписанной директором филиала, в которой так или иначе фигурирует филиал, если в выписке из ЕГРЮЛ этого филиала нет. В соответствии с ч.3 ст. 55к Гражданского кодекса РФ ФРРФ Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. В соответствии с п. «н», ч.1, ст.5 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в государственном реестре содержаться сведения о представительствах и филиалах юридического лица. Если в выписке из ЕГРЮЛ, представленном участником размещения заказа, нет филиала, директор которого подписал заявку, а выписка эта сроком более 8 дней возникает вопрос: почему в выписке из ЕГРЮЛ нет сведений о филиале? Юридическое лицо не исполнило обязанность подать сведения о филиале в ФНС РФ? Подана выписка из ЕГРЮЛ с неактуальными сведениями? Такого филиала вообще нет и лицо не уполномочено совершать сделки? Запрос в соответствующую ИФНС РФ может разрешить эту проблему. Но что делать, если в ответе будет информация о том, что такого филиала нет в реестре? Что за этим следует?
Первая обязанность заказчика конкурса (аукциона) сообщить в ИФНС РФ о такой заявке, для последующего разбирательства и привлечения юридического лица к административной ответственности. Видится, что полномочия такого директора филиала все же надлежит считать подтвержденными, так как в законодательстве нее содержится запрета на функционирование филиала не внесенного в реестр, хотя это является безусловным нарушением ст.4 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Для некоммерческих организаций ситуация следующая: для организаций имеющих членство (общественная организация, некоммерческое партнерство) документом подтверждающим полномочия руководителя служит решение общего собрания членов организации или выписка из него. Для иных некоммерческих организаций, в соответствии с их уставами, таким документом служит решение общего собрания учредителей, коллегиального органа управления. Так же для некоммерческой организации актуален вопрос о наличии правоспособности вступать с заказчиком в правоотношения по поводу размещения государственного (муниципального) заказа. В уставе некоммерческой организации может быть вообще запрещена предпринимательская деятельность, или цели такой некоммерческой организации противоречат предмету государственного (муниципального) заказа. В соответствии с ч.2 ст. 29 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией состоит в обеспечении соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана. Поэтому противоречие устава организации и предмета государственного (муниципального) заказа означает, в силу ч.3 ст.53 Гражданского кодекса РФ отсутствие права на совершение сделки у руководителя юридического лица. Но у конкурсной (аукционной) комиссии отсутствует право запрашивать устав участника размещения заказа. Выход из данной ситуации следующий: участник допускается до конкурса (аукциона), а если окажется победителем, то заказчик, прежде чем заключить контракт запрашивает устав организации и устанавливает факт наличия правомочий для заключения контракта. Если право за заключение сделки не подтверждается, то контракт с таким лицом не заключается в силу п.1., ч.1 ст. 12 и п.1. ч.1 ст.11 94-ФЗ «О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД».
Таким образом, подводя итог данного вопроса, следует отметить насущную необходимость толкования приведенной в начале статьи нормы права официальным органом МЭРТ РФ или принятия уточняющей дефиниции по данному вопросу.


Источник: http://«Юридический вестник» № 1, 2008 год
Категория: Госзаказ | Добавил: defaultNick (04.01.2010)
Просмотров: 25698 | Комментарии: 2 | Теги: заявка на торги, право на подачу заявки, размещение заказа заявка, полномочия на подачу заявки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Публицистика [9]
Статьи на "вольные темы"
Госзаказ [11]
Статьи о размещении госзаказа
Юрист [6]
Прочие статьи на юридическую тематику
Экспертиза [6]
Статьи на тему антикоррупционной экспертизы нормативных актов
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 110
Мои проекты и работа
  • Палата специалистов по госзаказу
  • Управление муниципального заказа
  • Клуб юристов
  • "Юридический вестник"
  • Институт переподготовки кадров
  • Проза
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0