«Творческий» конкурс или приз в студию!
Особенности размещения заказа путем проведения открытого конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на создание произведения литературы или искусства, исполнение, на финансирование проката или показа национального фильма указаны в главе 2.1 94-ФЗ.
В этом случае конкурс имеет ряд особенностей. Во-первых, это формирование комиссий для проведения таких конкурсов. В их состав должно включаться не менее 50% лиц творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства от общего числа членов конкурсной комиссии.
Во-вторых, иные критерии оценки, а именно:
1) художественная и культурная значимость произведения литературы или искусства, исполнения, национального фильма, создание которых либо финансирование проката или показа которого является предметом государственного или муниципального контракта;
2) качественные характеристики произведения литературы или искусства, качество исполнения;
3) сроки создания произведения литературы или искусства, сроки и место создания, исполнения;
4) квалификация участников конкурса, опыт работы в соответствующей области литературы или искусства;
5) цена контракта. Не допускается использование иных критериев оценки заявок на участие в конкурсе.
При этом совокупная значимость критериев, указанных в пунктах 1, 2 и 4, не может составлять более 45%. В рамках данного конкурса размещается заказ на создание произведения литературы или искусства, исполнение, на финансирование проката или показа национального фильма, а именно:
1) литературные произведения, за исключением программ для ЭВМ;
2) драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; 3) хореографические произведения и пантомимы;
4) музыкальные произведения с текстом или без текста;
5) аудиовизуальные произведения;
6) произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
7) произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
8) архитектурные проекты, проекты произведений градостроительства, садово-паркового искусства;
9) фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
10) производные произведения;
11) составные произведения (за исключением баз данных), представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Под архитектурным проектом, проектом произведения градостроительства, садово-паркового искусства понимаются внешний и внутренний облик объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация, зафиксированные в виде схем или макетов либо описанные иным способом, за исключением проектной документации. Положения главы 2.1. 94-ФЗ не распространяются на случаи размещения заказа на выполнение работ по созданию программ для ЭВМ и баз данных.
На удивление много таких конкурсов можно провести на любом уровне власти. Так именно этой главой регулируется проведение конкурса (если он имеет в результате финансирование победителя в любой сумме от 1 рубля) на создание флага, герба, гимна субъекта федерации, муниципального образования, эмблемы к праздникам, эмблемы учреждений и подразделений, дизайн-проекта помещений, актовых залов, улиц и площадей города, ландшафтного дизайна парков и скверов, книги об истории местностей, главах органов власти и местного самоуправления, фотовыставки к юбилеям города, района, учреждения и прочее.
Есть точка зрения, когда подобные конкурсы проводятся по положениям, утверждаемым органами власти или органами местного самоуправления, и по процедуре, указанной в таких положениях, мотивируется это тем, что собственно денег в этом конкурсе нет, приз победителю конкурса неденежный или сумма призовых средств меньше чем 100 000 рублей.
Автор считает эту точку зрения не соответствующей закону.
Так, согласно статье 69 Бюджетного кодекса РФ, к бюджетным ассигнованиям относятся: 1) оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд; 2) социальное обеспечение населения; 3) предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями; 4) предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг; 5) предоставление межбюджетных трансфертов; 6) предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; 7) обслуживание государственного (муниципального) долга; 8) исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. К какому виду ассигнований можно отнести денежное поощрение победителей конкурса? У нас есть только два варианта: либо п. 1 либо п. 4.
Разберем подробнее. Статья 78 Бюджетного кодекса РФ регулирует предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг. В соответствии с ней субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации – в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Субсидии начисляются в соответствии с нормативными правовыми актами, которые должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц – производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Таким образом, через субсидию провести награждение победителей фактически нереально. Для этого нужно принять решение представительного органа, нормативный акт, процедуру отбора, лица, получающие субсидию, должны предоставить калькуляцию расходов, сумма субсидии не должна превышать размер расходов получателя субсидии на товар, работу, услугу.
Статья 69.1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относит ассигнования на: • обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений; • предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам; • предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам; • закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций бюджетного учреждения), в том числе в целях: а) оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам; б) осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий); в) разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа; г) закупки товаров в государственный материальный резерв.
Статья 3, 94-ФЗ позволяет отнести к государственным и муниципальным нуждам все вышеназванные услуги. Так что методом исключения приходим к закупкам по 94-ФЗ. Дальше статья 10 94-ФЗ устанавливает способы размещения заказа.
Размещение заказа может осуществляться: 1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; 2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных 94-ФЗ. Если мы говорим о том, что сумма приза меньше чем 100 000 руб. в квартал, следовательно, мы закупаем услугу в соответствии со статьей 55, 94-ФЗ. Но статья 55 не предусматривает никакой процедуры, определяющей то лицо, с которым заключается контракт. Кроме того, ст. 10 94-ФЗ не устанавливает никакой минимальной суммы для проведения торгов. Отсюда делаем вывод о незаконности проведения каких-то публичных процедур, именуемых конкурс, при проведении закупок по статье 55 94-ФЗ.
В этом случае закупки производятся у единственного поставщика. В результате автор считает необходимостью проводить конкурс по процедуре предусмотренной главой 2.1 94-ФЗ во всех случаях, если в положении о конкурсе предусматривается денежное вознаграждение. Что же касается призов в натуральной форме, то Бюджетный кодекс РФ такую форму расходов не предусматривает вовсе. Государственная и муниципальная собственность (то есть вещи) подлежат передаче третьим лицам в соответствии с ГК РФ и законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». ГК РФ прямо запрещает договоры дарения между юридическими лицами, за исключением мелких подарков в рамках представительских функций органов власти и местного самоуправления.
Статья 2 закона «О приватизации…» устанавливает, что государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе. Статья 13 закона «О приватизации…» устанавливает исчерпывающий перечень способов приватизации государственного и муниципального имущества, а именно: 1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; 2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; 3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; 4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; 5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; 6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг; 7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; 8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; 9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; 10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления. Как видим, подарков и призов здесь нет.
При этом закон «О приватизации…» не указывает, с какой суммы он начинает действовать, следовательно, действует от рубля.
В связи с изложенным автор полагает необходимым следовать главе 2.1. во всех случаях проведения публичных процедур с любыми видами материального вознаграждения.
Источник: http://"Государственный и муниципальный заказ" №5 2010 год. |