Каталог статей

Главная » Статьи » Юрист

Общественно полезная деятельность студентов как средство повышения их практической подготовки
В данном докладе под общественно значимой работой понимается участие студента в работе:
общественных приёмных;
информационно-правового центра;
муниципальной адвокатуры;
юридических клиник.
Конечно, это далеко не единственная общественно значимая работа студента, где он может получить навыки применения нормативного материала на практике, но в рамках доклада хотелось бы этим ограничиться. Для начала необходимо определиться в терминологии. В настоящем докладе под «Общественной приемной» понимается образованный общественной организацией, политической партией, политическими лидерами процесс тестирования социально значимых проблем. Главной целью такой приемной является проведение среза общественно значимых проблем через оказание бесплатной юридической помощи. Такая помощь оказывается как средство привлечения населения со его проблемами и заботами с целью изучения этих проблем и работы с ними.
Под «Информационно-правовым центром» понимается образованный общественной организацией, вузом, органом государственной власти или местного самоуправления центр по формированию справок по различным юридическим вопросам. Информационно-правовой центр призван готовить правовые базы данных, справки, выписки, осуществлять кодификацию нормативной базы.
Под «Юридической клиникой» понимается образованная, как правило, вузом либо общественной организацией практическая подготовка студентов вузов, связанная с учебным процессом. В юридической клинике студенты по ходу образовательного процесса получают практические навыки применения нормативной базы. Процесс идет под контролем преподавателей.
Под «Муниципальной адвокатурой» понимается образованный общественной организацией с участием органов местного самоуправления процесс правовой помощи гражданам. В отличие от юридической клиники здесь нет прямой взаимосвязи с учебным процессом. Различие между Муниципальной адвокатурой и юридической клиникой можно провести и по целям их деятельности. Цель деятельности клиники, в первую очередь, дать возможность студентам получить практическую подготовку, и лишь за тем, дать конкретное разъяснение гражданам по интересующим их вопросам. Хорошей иллюстрацией сказанного могут служить ограничения в деятельности клиник (например в клиниках берутся далеко не за все дела, и каждый студент оказывает консультацию по своей теме, пройденной в учебном процессе). В муниципальной адвокатуре же главной целью является помощь гражданам в их проблемах и в качеств второстепенных целей - практическое обучение сотрудников и срез общественного мнения, аналогичных клинике ограничений там нет. Как же организован каждый вид общественно-полезной работы студента, в котором он получает навыки применения нормативной базы, каковы их плюсы и минусы для студента? Сначала небольшое отступление. Правовая реформа, проводимая сегодня в нашем государстве, во многом связана с подготовкой квалифицированных юридических кадров. Традиционное юридическое образование состоит из двух взаимосвязанных частей теоретической и практической. Теоретическая включает в себя лекционные и семинарские занятия. Практическая часть зачастую включает в себя ознакомительную, производственную и преддипломную практику. Что же в действительности представляют из себя практические занятия? Ознакомительная практика – ознакомительная и есть. Никакой возможности приложить свои знания у студентов нет. Производственная практика – 50/50. Повезет или нет зависит от того, насколько серьезно к своим обязанностям относится руководитель практики. Зачастую, несмотря на то, что работа непосредственного руководителя практики со студентом оплачивается, к работе своей они относятся формально. И если студент не проявит настойчивости, то вся практика может свестись к схеме: «сиди и не мешай работать, а еще лучше иди, а я тебе все что надо поставлю». К сожалению, такая формальная практика мало что может дать студенту. Преддипломная практика – пожалуй самое серьезное практическое занятие студента. Но в основном студента интересует лишь та часть практического приложения своих знаний, которая напрямую связана с темой его диплома и, следовательно, страдает однобокостью. В этой ситуации едва ли не единственным выходом для студента, желающего активно применить свои знания на практике уже сегодня, является указанная выше работа. К тому же, обострившаяся конкуренция на рынке труда требует от выпускника уже к окончанию вуза иметь и практический опыт работы, и умение вести дела в судах, и определенный круг контактов.
Многие студенты не задумываются о том, что им придется искать работу, столкнуться с тем, что они как специалисты могут быть невостребованны. Заканчивая вуз, такие молодые люди попадают в тупик – да, юрист сейчас нужен всем, но молодой специалист мало кому. Без опыта применения закона на практике, общения с правоприменительными органами, личных контактов в профессиональной среде юрист считается специалистом лишь частично. Данные требования работодателя обусловлены нестабильностью экономики в целом и большинства предприятий в частности. При нестабильном положении предприятия роль долгосрочной кадровой политики падает. Какой смысл брать выпускника, учить его, готовить к работе, в течении работы повышать его квалификацию, если предприятие может закрыться, попасть под массовое сокращение работников, наконец его хозяевам просто невыгодно вкладывать деньги и силы в рост специалиста в такой ситуации. Конечно, это касается в основном мелких и средних компаний, что же касается крупных предприятий, то они ведут кадровую политику в качестве именно долгосрочной перспективы, отслеживая, отбирая и планируя использовать молодые перспективные кадры.
Таким образом, студенты, проявляющие активность в общественно значимой работе, получают дополнительные возможности при приеме на работу. Эти возможности вытекают из следующих особенностей работы: работа студента в общественной приемной несет в себе следующие плюсы:
1. применение законодательной базы на практике – консультации, написание исковых заявлений, жалоб и ходатайств;
2. общение с руководством общественной приемной, обладающим, как правило, определенными возможностями, может дать дополнительный шанс трудоустройства;
3. понимание проблем населения в данном регионе даст реальное понимание существующих проблем и поможет в работе.
Имеет данная фора работы и свои минусы:
1. студент работает самостоятельно без руководства и контроля;
2. нет обучающих программ для студентов; эта форма не предусматривает специализацию.
Работа студента в информационно-правовом центре имеет следующие преимущества:
1. студент постоянно работает именно с нормативной базой и её знания значительно увеличиваются;
2. есть большое поле деятельности для научно-практической работы.
К недостаткам работы в таком центре относятся:
1. нет контакта с гражданами и, следовательно, нет опыта общения с клиентами;
2. нет обучающей программы для студентов.
Работа студента в юридической клинике несет в себе следующие плюсы:
1. работа студента идет под контролем и под руководством преподавателей;
2. применение законодательной базы на практике – консультации, написание исковых заявлений, жалоб и ходатайств;
3. опыт общения.
К основным недостаткам можно отнести:
1. ограничение по кругу вопросов. Работа в Муниципальной адвокатуре даёт следующие преимущества:
1. применение законодательной базы на практике – консультации, написание исковых заявлений, жалоб и ходатайств;
2. практика общения;
3. понимание своей роли в оказании помощи населению;
4. контакт с работниками муниципальных образований может иметь результатом содействие в трудоустройстве.
К недостаткам такой работы можно отнести:
1. отсутствие образовательной программы. Кировское региональное отделение Молодежного союза юристов РФ в контакте с Правительством Кировской области и администрацией г. Кирова реализует программу «Муниципальная адвокатура». Работают три приемные (в помещениях администрации г. Кирова, муниципальном клубе и областном Дворце молодежи). Для материально-технического обеспечения работы приемных имеется 2 компьютера, на одном из которых установлена правовая база «Кодекс», в приемных имеется юридическая литература. Студенты попадают на работу в программе после прохождения собеседования с юристом и психологом. С сотрудниками программы проводятся еженедельные тренинги и семинары. В течение года проводятся спец семинары по темам наиболее актуальным в работе приемных (за год работ было проведено 6 семинаров). Эти семинары проводят специалисты-практики высокого уровня (областной и арбитражный суд и проч.).
Между тем общественно-значимая работа имеет еще ряд преимуществ, в частности, осознание студентом того, что его работа непосредственно помогает людям в решении их проблем благотворно влияет на морально-нравственное воспитание молодого человека. Собрание же воедино группы активно и позитивно настроенных студентов и проведение с ними постоянных занятий создает серьезный противовес тлетворному влиянию приоритета денежных отношений в обществе.
Нужно отметить, что принцип безвозмездности такой работы принципиально важен, не допускается никакая форма благодарности, особенно денежная. В этом заключается еще одна цель, которую студент сразу не осознает, но впоследствии ощущение сострадания и помощи людям делает его работу осознанной и несущей определенный морально-нравственный аспект.
Методология при работе со студентами в различных типах приемных строится на следующих этапах:
1. отбор участников. Отбор осуществляется из числа желающих получить практическую подготовку именно таким образом. Отбор должен включать в себя не только оценку профессиональных качеств и уровня знаний, но и психологическую и моральную возможность участвовать в работе приемных.
2. непосредственная работа в приемных. Первое, работа должна быть ограничено самостоятельной. Т.е. студент самостоятельно консультирует посетителя, но с обязательным участием еще одного студента. Студент пишет все письменные документы, заключения, но посетителю они выдаются только после проверки опытным юристом. Представительство в суде возможно только при опыте работы в приемной не менее 6 мес., с обязательным информированием о процессе юриста.
Второе, дополнительное обучение студентов строится на двух принципах: текущее – по оперативно возникающим вопросам (проверка исковых заявлений, жалоб, писем с письменной консультацией, вопросов возникших в ходе работы в приемной) и основное – по вопросам, возникшим по итогам деятельности приемной (спецсеминары по конкретным вопросам которые наиболее часто возникают в работе приемной, такие спецсеминары проводят специалисты по конкретным вопросам). Третье, предоставление дополнительных возможностей студентам, работающим в приемной. Такие возможности могут заключаться в пользовании ими библиотекой со спецлитературой, предоставление информации о профессиональных конкурсах и Олимпиадах.
3. Дальнейшие возможности трудоустройства. Работая в приемной студент значительно расширяет свои социальные связи, и возможности его трудоустройства растут. Через свои социальные связи организаторы приемной так же могут оказать содействие в трудоустройстве. Хотелось бы остановится на роли общественной организации при осуществлении студентом общественно-полезной деятельности. Именно общественные организации ставят во главу угла оказание конкретной помощи населению. Именно работа в общественной организации несет в себе морально-нравственную нагрузку и служит хорошей школой воспитания качественно нового поколения российских юристов.
Конечно, общественно-значимая работа не является панацеей от всех бед высшего образования, но то, что эта работа повышает практическую подготовку юриста, содействует его морально-нравственному воспитанию и приносит очевидную пользу обществу несомненно.


Источник: http://"Юридическое образваонеи и наука" № 2, 203год, журнал одобрен ВАК РФ
Категория: Юрист | Добавил: defaultNick (04.01.2010)
Просмотров: 7833 | Комментарии: 1 | Теги: студенты юристы, юридическая практика, юридические клиники, юридическое образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Публицистика [9]
Статьи на "вольные темы"
Госзаказ [11]
Статьи о размещении госзаказа
Юрист [6]
Прочие статьи на юридическую тематику
Экспертиза [6]
Статьи на тему антикоррупционной экспертизы нормативных актов
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 113
Мои проекты и работа
  • Палата специалистов по госзаказу
  • Управление муниципального заказа
  • Клуб юристов
  • "Юридический вестник"
  • Институт переподготовки кадров
  • Проза
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0