Каталог статей

Главная » Статьи » Юрист

Общественные организации как источник дополнительного урегулирования проблем юридического образования
В начале — немного статистики. В настоящее время по данным департамента об­разования в Кировской области насчитывается 12 высших учебных заведений, готовящих юристов.
 Об­щее количество обучающихся в них студентов свыше 5000, и по данным комитета ло труду тенденция к уве­личению числа студентов-юристов продолжает рас­ти. Так, прогнозируется увеличение к 2003 г, количе­ства студентов-юристов на треть. Таким образом, общее количество ежегодно вы­пускаемых молодых специалистов — юристов вузов и колледжей, претендующих на рабочие места, свыше 2000 ежегодно! В связи с эти высказываются различные точки зрения, и среди них: лишить ряд вузов лицензии на подготовку юристов.
Муссируются мнения о том, что нам столько юристов не надо и что такое их количе­ство ведет к падению престижа и имиджа юриста. Хотелось бы остановится на этих проблемах подроб­нее. Действительно, из-за высокой популярности на­шей профессии ей стали обучать те, кто раньше ни­чем подобным не занимапся. Масса существующих вузов дает пищу для размышлений о том, кто же там преподает. Одн
ако, т.к. большинство кировских вузов — это филиалы московских, то их программа, как пра­вило, отвечает необходимым стандартам (если она соответствует программе головного вуза).
Что же касается вопроса, кто там преподает? Практически каждый вуз в состоянии похвастаться сво­ими преподавателями, как правило, практическими работниками многочисленных структур: это и прокура­тура, и управление юстиции, и судьи. Поэтому говорить о жестком неприятии коммерческих вузов нельзя. Главной, на мой взгляд, проблемой являются требова­ния, предъявляемые вузами к своим студентам. Имен­но это определяет уровень подготовки студента в Киро­ве.
Так как и программа обучения, и большинство преподавателей достаточно высококвалифицированные. Корень решения проблемы кроется не столько в лише­нии лицензии, сколько, может быть, в большем контро­ле выпускников на государственных экзаменах лучши­ми представителями юридической профессии. Напри­мер, это могла бы быть сформированная из практичес­ких и научных работников единая комиссия, принима­ющая госэкзамены во всех вузах.
Позиция государственных органов: работать только с выпускниками незначительного количества вузов города — служит защитой от некачественно обученных студентов. Но эта позиция имеет и обрат­ную сторону: подобная избирательность не позволя­ет талантливым студентам из негосударственных ву­зов работать в государственных органах, что не идет на пользу обществу. Безусловно, посредничество независимой струк­туры по выявлению наиболее способных молодых юристов и проведении с ними работы окажет несом­ненную помощь в работе и государственным органам власти, и самим талантливым студентом.
Что же касается того, что у нас много юристов, что ж, с этим можно и нужно спорить — их у нас мало! У нас есть целый ряд должностей, где должны быть юристы — отделы кадров предприятий, жилищно-ком­мунальные службы и ряд других, что позволяет гово­рить о том, что емкость рынка занятости юриста дале­ко не исчерпана. Хотя ситуация с трудоустройством серьезная. Теперь что касается имиджа юриста. Падение имиджа, о котором говорят, и дискредитация профес­сии — это не следствие плохой работы вузов, о, ско­рее, глобальная проблема правовой культуры населе­ния. Тот факт, что до правового государства нам еще далеко.
И действительно, профессиональные юристы нужны далеко не всем. В какой-то части иметь соб­ственного юриста — это не необходимость, а скорее дань моде. Примеров тому масса. Это и деятельность юрис­та на предприятии, где, вместо того чтобы подавать в суд, предпочитают оказать давление иными способа­ми, в т.ч. через власть, эта работа в госорганах и структурах, где также нужен не юрист, а политик с лобби и связями и прочее.
Поэтому проблема имиджа — это в первую оче­редь проблема правосознания населения, его право­вой культуры. Что здесь может сделать общественная органи­зация юристов?
В первую очередь это защита прав юриста.
Во-вторых, это работа по повышению право­вой культуры населения. Итак, мы вплотную подошли к деятельности об­щественной организации юристов, и мне хотелось бы подробнее на этом остановиться. Я хочу рассказать о деятельности Молодежного союза юристов. Мы видим проблемы, связанные с нашей профессией и в меру сил стараемся оказать содействие в их разрешении. Что же мы делаем? 1. Одна из важнейших проблем в юридическом образовании, как, в общем, практически в любом другом, — это практика. Как ни странно, в нашем об­ществе бытует устоявшаяся тенденция не к получе­нию или овладению некоей профессией, а к получе­нию диплома, сертификата и т.п. Молодой специа­лист при приеме на работу оценивается как пустое место, как некий «белый лист». Спрашивается, а за­чем он 5 лет учился — чтобы начать с нуля? Может быть, брать на работу юриста с улицы, без образова­ния и диплома? Однако не берут. Почему? Значит, все-таки не «белый лист». Ведь не секрет, что боль­шинство юристов предприятий и адвокатов не следят за обновлением законодательной базы, работают так, как будто ничего не меняется.
А молодые специа­листы получают самые новые знания, о самых свежих обновлениях законодательства, к тому же имеют большой запас энтузиазма, что так помогает в рабо­те. Единственное, чего им не хватает, чтобы на рав­ных конкурировать со старшими коллегами, — это практический опыт. Что мы делаем — мы помогаем получить студен­там практический опыт.
Как? Очень просто. Молодежный союз юристов раз­работал программу, согласно которой мы проводим отбор наиболее инициативных и способных студен­тов. Как? Через иных членов МСЮ и личные контакты люди узнают о нас и приходят; организация встреч в вузах. Мы считаем; если человек сам пришел к нам, то он уже не безразличен к своей профессии, он хочет чего-то добиться, получить знания и практический опыт. Что мы делам с ним дальше? Мы предлагаем на выбор ряд возможностей: принять участие в программе повышения квали­фикации и содействия в трудоустройстве молодых специалистов; принять участие в получении практического опы­та работы; получить дополнительные знания. Что же эта программа из себя представляет?
Программа имеет четыре этапа: 
1. Подготовительный, на этом этапе члены Молодежного союза юрис­тов проходят общественную тарификацию МСЮ. Она представляет собой собеседование по основам специальности с юристом-практиком и собеседова­ние и тестирование у психолога на предмет рекомен­дуемой сферы деятельности. Также они проходят со­беседование в офисе МСЮ с руководителем про­граммы.
2. Прошедшие тарификацию переходят на второй этап. Они определяются на работу в бесплат­ные юридические консультации по программе «Му­ниципальная адвокатура». Работа в консультации строится на безвозмездных началах. Если студенты работают менее 3-х дней в неделю, то это считает­ся просто получением практического опыта и к дальнейшему участию в программе не ведет. Если они работают 3 дня в неделю, то по прошествии 6 мес. МСЮ их направляет на дальнейшую стажи­ровку.
3. Стажировка — 3-й этап программы. На нем сту­денты получают реальный опыт работы в той сфере, которая ими выбрана. Необходимо сказать, что у нас достигнута договоренность с прокуратурой, УВД, Су­дебным департаментом о том, что эти структуры после собеседования и иных согласований берут членов МСЮ, участвующих в данной программе, на стажировку на срок до 6 мес., по окончании которой они их либо трудоустраивают, либо выдают рекомендации на трудоустройство.
При этом в течение 6 мес. рабо­ты в консультации и 6 мес. работы в органах студентам исчисляется общий трудовой стаж юриста по со­вместительству. Сейчас идут переговоры с Советом хозяйствен­ных руководителей и Вятской торгово-промышленной палатой о том, чтобы на таких же условиях брали на стажировку студентов и предприятия города. Для предприятий выгода в том, что достаточно простую работу можно поручить студентам, кроме того, их можно «посадить» на взыскание дебиторской задолженности с премиальными, и все будут доволь­ны.
Таким образом, к концу года участия в этой про­грамме у студента уже будет год реального опыта, под­твержденного записью в трудовой книжке, и он либо уже будет трудоустроен, либо будет иметь рекомен­дацию на трудоустройство. 4 этап. Если студент не устроился на работу в ходе третьего этапа, то мы помогаем ему в дальней­шем. У нас имеется свой банк данных, который мы предоставляем для подбора специалистов всем за­интересованным лицам. У нас достигнута догово­ренность с главным федеральным инспектором по Кировской области о том, что наш банк данных вхо­дит составной частью в Золотой кадровый резерв России.
И, конечно, в первую очередь там требуются спе­циалисты с опытом работы, поэтому у тех, кто работал по нашей программе, наибольший шанс по сравне­нию с другими студентами. Что же касается дополнительного обучения, мы проводим семинары для членов МСЮ по различной тематике.
Кроме того, мы являемся официальным представителем Издательской группы «Юрист» по Ки­ровской области и предлагаем 17 видов юридичес­кой периодики. Для членов МСЮ предусмотрена 15%-наи скидка. Далее, члены МСЮ читают лекции по правой те­матике для подростков в клубах по месту жительства. Конечно, не нужно забывать и юристов-ветера­нов. Их огромный опыт может и должен помочь новому поколению юристов. Мы будем проводить встречи с юристами и адвокатами-пенсионерами, постараем­ся перенять их опыт и поддержать их.
Таким образом, наша организация содействует в решении проблем юридического образования. В завершение хочу сказать, что сегодня, когда у юридического образования множество проблем, работа общественных структур как качественных посредников между вузами, государственными органами, предприятиями необходимо и важна.
Только вместе, объединив усилия, мы сможем ре­ально помочь современной молодежи найти себя в замечательной профессии юриста.


Источник: http://«Юридическое образование и наука» - №1, 2002, журнал рекомендован ВАК РФ
Категория: Юрист | Добавил: defaultNick (11.01.2010)
Просмотров: 2362 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Публицистика [9]
Статьи на "вольные темы"
Госзаказ [11]
Статьи о размещении госзаказа
Юрист [6]
Прочие статьи на юридическую тематику
Экспертиза [6]
Статьи на тему антикоррупционной экспертизы нормативных актов
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 113
Мои проекты и работа
  • Палата специалистов по госзаказу
  • Управление муниципального заказа
  • Клуб юристов
  • "Юридический вестник"
  • Институт переподготовки кадров
  • Проза
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0