Экономическое развитие неразрывно связано с наличием здоровой конкуренции. Конкуренция представляется автору естественной ценностью экономики свободного рынка. Её защита является важнейшей сферой деятельности государства в экономике.
Для защиты конкуренции и реализации антимонопольной политики в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004 создана Федеральная антимонопольная служба. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г.,
Часть 1 Основы антимонопольной деятельности заложены в Конституции РФ. Часть 1 статьи 8 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с данным конституционным положением проводится антимонопольная политика и поддержка конкуренции. В результате реализации этой нормы приняты ряд федеральных законов «О естественных монополиях», «О защите конкуренции», «О электроэнергетике», «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и иные.
Стратегические задачи антимонопольной политики, в частности, были сформулированы Президентом Российской Федерации в выступлении «О стратегии развития России до 2020 года»: - «развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях»; - «развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей». Детализируя задачи, Правительство Российской Федерации своим распоряжением от 19 мая 2009 г. № 691-р утвердило Программу развития конкуренции в Российской Федерации и план мероприятий по ее реализации.
Программа развития конкуренции в Российской Федерации предусматривает меры по развитию конкуренции более чем в 10 отраслях и секторах экономики. В соответствии с указанными и иными нормативными актами осуществляется работа антимонопольного органа. Идеология работы антимонопольного органа, в том числе и в регионе, заключается в последовательной защите конкуренции во всех сферах. Для этого необходимо четкое осознание необходимости конкуренции. Именно благодаря конкуренции происходит развитие потребительского рынка, вывод новых товаров и услуг, улучшение качества и сервиса. Благодаря конкуренции развивается эффективный бизнес. Так же конкуренция позволяет оптимизировать ценообразование.
Никакой государственный орган не в состоянии эффективно рассчитать справедливую цену или тариф, по своей эффективности такой расчет не сравнится с определением цены на свободном и конкурентном рынке. В качестве примера можно привести методические рекомендации Росстроя (МДС) по которым производится составление сметы ремонтных работ. После чего сформированная таким образом цена, на торгах уменьшается вдвое, а то и втрое, без ущерба качеству работ. Для целей либеральной экономики борьба с картельными сговорами, ненадлежащей рекламой и нарушениями в прокьюременте являются основополагающими для стабильного функционирования экономики. Все эти функции и лежат на антимонопольном органе. При этом роль традиционных (я бы даже сказал «советских») органов управления экономикой в регионах (министерства или департаменты экономики, промышленности, сельского хозяйства) вызывает существенную критику. Фактически их роль сводится к сбору статистических данных и попытке незаконными средствами осуществить какое-либо управление коммерческими предприятиями.
Единственная сфера прямого регулирования экономики в регионах – некоторые тарифы. В результате степень влияния на экономическое развитие региона такими органами существенно ограничена. Конкуренция как ценность испытывает угрозы. Причем, зачастую, эти угрозы создаются органами власти и органами местного самоуправления. Помимо органов власти, свою роль в попытке деформирования конкуренции играют и крупные компании (как федеральные сети, представленные в регионах, так и крупные региональные игроки).
Часть 2 При осуществлении контроля (по защите конкуренции) за органами власти нужно учитывать следующее. При активной работе региональных властей по увеличению валового регионального продукта иногда возникает проблема регионального экономического экстремизма. Она возникает, например, как ограничение проникновения на региональные рынки производителей иных регионов. Данные действия, безусловно, противоречат принципу единства экономического пространства Российской Федерации. Возникают проблемы использования на региональном и муниципальном уровнях практики неформальных преференций, зачастую либо крупным предприятиям («хорошим налогоплательщикам») или государственным или муниципальным структурам. Иногда эти преференции прикрываются необходимостью сохранения рабочих мест или налогооблагаемой базы, качеством производимой продукции (услуг). В качестве примера постоянных преференций можно указать поддержку деятельности унитарных предприятий, работающих в сфере ЖКХ.
В большинстве случаев они монополизируют сферу управления многоквартирными домами, что приводит к снижению качества оказываемых услуг населению и повышению стоимости услуг. Содержание нарушений региональными органами власти законодательства о защите конкуренции зачастую сводится к созданию искусственных административных барьеров. В том числе барьеров входа на рынок на местном уровне выражающиеся в неопределенных и усложненных административных процедурах по согласованию размещения средств связи на земельных участках, на зданиях, сооружениях и внутри них. Барьеров при получении разрешительных документов на строительство зданий и сооружений; получения лицензий на освоение того или иного месторождения на рынках глиняного (керамического) кирпича и нерудных строительных материалов; получение иных видов лицензий, в том числе лицензирование аптечных учреждений (так, во многих муниципальных образованиях с численностью менее 100 тысяч человек действует только одна аптека. Монополистами здесь, как правило, выступают государственные или муниципальные аптечные учреждения. В больших городах существуют аптечные сети, занимающие долю рынка свыше 35%, т.е. имеющие признаки доминирующего положения); получение разрешений на торговлю (муниципальных аттестатов).
Существует дискриминационный подход к оказанию государственных и муниципальных услуг. Отсутствие четкого регламента оказания услуг делает такой подход возможным. Органы местного самоуправления оказывают противодействие малому бизнесу в реализации возможности преимущественного права выкупа арендуемых муниципальных помещений. Помимо прочего имеет место проведения необоснованных проверок, организации давления посредством использования административного ресурса.
Часть 3 В работе с действиями, нарушающими добросовестную конкуренцию крупными компаниями можно указать на следующее.
В конкурентной борьбе предприятия, зачастую, используют ненадлежащую рекламу, в том числе в банковской и страховой сферах (в том числе, в части неполного информирования потребителей об условиях вкладов, кредитов, договоров страхования). Нужно отметить, что большинство банков и страховых компаний являются в регионах филиалами общероссийских компаний, поэтому нарушения отражают политику федеральных компаний. Во многих регионах существенной проблемой остается состояния конкуренции, в сфере нефти и нефтепродуктов (бензин, авиационный керосин). Подобная ситуация связана с невысоким количеством конкурирующих компаний на рынке и серьезными барьерами входа на этот рынок. Активное противодействие появлению новых участников оптового, розничных рынков электроэнергии производится действиями (бездействиями) компаний (энергосбытовых, электросетевых компаний). В сфере финансов уже нормой стали определение банками неких страховых компаний для ипотечного и авто кредитования. Однако, как уже отмечалось выше, это не региональная, а федеральная практика. Картельные сговоры, особенно касающиеся ценообразования, так же наносят конкуренции и нормальному развитию экономики региона вред. Задача антимонопольного органа – эффективно противодействовать таким незаконным действиям органов власти, местного самоуправления и компаниям, ведущим недобросовестную конкуренцию.
При этом используются полномочия по выдаче обязательных для исполнения предписаний и привлечения должностных лиц к административной ответственности.
Часть 4 Одна из важных функций антимонопольного органа – контроль за размещением заказа. В сфере размещения государственного и муниципального заказа региональный аспект может быть различен. Возможно создание регионального и муниципальных органов уполномоченных на размещение заказа. Если такие органы созданы, то контроль антимонопольного органа сосредотачивается в первую очередь на таких органах. Если заказ размещается децентрализовано, то каждый заказчик становится объектом контроля, что существенно усложняет работу по контролю.
В части федеральных заказчиков находящихся на территории региона, то они самостоятельны и антимонопольный орган осуществляет контроль за размещением заказа этими структурами. Реагирование на жалобы участников размещения заказа, поданные на действия заказчиков и комиссий, заключается в проверке их действий на соответствие законодательству, с принятием мер вплоть до аннулирования торгов. Кроме того следует обратить внимание на политику региона и муниципалитетов, связанную с размещением заказа у субъектов малого предпринимательства. Здесь же, следует обратить внимание на проявление регионального экстремизма (создание условий в документации препятствующих участию иногородних компаний).
Проблему увода объема государственного и муниципального заказа на автономные учреждения. Для чего проводить контроль за целевым созданием таких учреждений и их финансированием. Антимонопольный орган пресекает сговор участников размещения заказа на торгах.
Часть 5 Необходимо отметить, такие направления деятельности антимонопольного органа в регионе как координация работы в сфере защиты конкуренции. Так, в сфере контроля над размещением государственного и муниципального заказа на территории субъекта федерации действует помимо антимонопольного органа, контрольный орган субъекта РФ, контрольные органы местного самоуправления, и прокуратура. С учетом главенствующей роли ФАС в этой сфере необходимо проводить соответствующие координационные советы с выработкой общих подходов по контролю и привлечению к административной ответственности. Аналогично обстоят дела с работой с естественными монополиями, субъектами малого предпринимательства, концессиями и иными вопросами затрагивающими конкуренцию. Координация работы с органами исполнительной власти субъекта федерации отвечающими за соответствующее направление работы необходима. Нужно выработать единые подходы к проблематике. Нужно наладить взаимодействие с представительными органами власти региона и основных муниципалитетов. Многие решения затрагивающие конкуренцию принимаются такими органами. Возможно привлечение антимонопольного органа к экспертизе проектов таких решений (по аналогии с прокуратурой). Необходимо уделять большое внимание работе с региональным бизнес - сообществом.
Разъяснять позицию антимонопольного органа по конкретным делам, по ситуациям на рынках. Так сказать, «рекламировать» конкуренцию. Объяснять её необходимость и благотворное влияние на экономику региона. Сформировать экспертные советы при УФАС. Наряду с этим принцип гласности решений и позиций антимонопольного органа в регионе должен реализоваться и в работе с населением. Граждане должны четко понимать, чем и как занимается антимонопольный орган. Понимать, с какими вопросами нужно туда обращаться. В этой работе нужна правильная линия работы с региональными СМИ.
Сайт УФАС должен быть максимально информативным. Необходимо добиваться, чтобы в знаковых СМИ ссылки на информацию с сайта были еженедельно. Работа с судебной властью в регионе должна строиться на конструктивных началах. Нужно сверять свои позиции с судебными решениями и позициями судей. Проводить совместные совещания. Решения ФАС должны быть выверены и не подлежать отмене в судах. Например, в г. Кирове в 2009 году проводились два круглых стола по размещению муниципального заказа с участием судей арбитражного суда двух инстанций. Внятная и публичная политика антимонопольного органа в регионе сможет сделать экономку региона более успешной, открытой и конкурентной, а жителей региона более удовлетворенными услугами бизнеса и власти.
С.В. Матковский
*В работе использовался доклад ФАС России по состоянию конкуренции за 2008 год.
|